ВОПРОС

Психолог Елена Абрамова

про тепло, арт-терапию

и игру

Екатерина Конакова
11 февраля, 2021
Елена Абрамова сотрудничает
с «ВидимоНевидимо» и ведет несколько проектов в студии. Мы вас с ней уже знакомили. А теперь расскажем
об ее деятельности в нашей студии.
Например, с декабря мы много играем в свободные сюжетные игры по методике московского клинического психолога Егора Бахотского. Елена училась у него в ноябре и теперь сопровождает игры для детей в «ВидимоНевидимо». Пока играли именно с детьми. В планах – подростки и даже взрослые.

Если родителям нужна консультация детского психолога, то мы рекомендуем именно Елену как психолога с большим опытом и приглашаем в студию к ней на консультации или индивидуальные арт-терапевтические встречи, кому что актуально.

В стенах студии Елена также ведет свой проект «Арт-среды». Он адресован психологам и педагогам. И «Теплую группу» для детей от 5 до 10 лет.
Расскажем подробнее.
— Мне долгое время казалось, что я как педагог должна «вести детей за собой». Но со временем поняла: дети любят нравиться взрослым, поэтому вести их за собой легко. И пока они идут за кем-то, они могут не слышать себя. Сейчас я формулирую задачу педагога так: создать среду, где ребенку будет просторно и свободно.
— Свободные игры по Егору Бахотскому относительно недавно начали проходить в студии. Расскажите о них?
— Это авторская система. Долгие годы психолог Егор Бахотский наблюдал за играющими детьми, изучал литературу. Специалисты говорят, что культура игры сейчас практически потеряна из-за того, что дети больше не растут во дворе «самостоятельно» – над ними всегда находится взрослый, который контролирует ситуацию. Система игры Егора Бахотского дает ребенку возможность перенять эту культуру игры.

Игра – это универсальный, биологически продуманный механизм для обучения ребенка. Возможность рискнуть, примерить на себя разные роли, побыть взрослым без реальной опасности. Всерьез, но понарошку.
— Как вы пришли к решению учить детей игре?
— На учебе у Егора я увидела, насколько такая игра классно работает, как счастливы дети в этой игре. Егор заставляет своих студентов примерять все роли: мы играли с детьми, вместо детей и как взрослые. Современные нейропсихологи говорят, что игра формирует максимальное количество нейронных связей – больше, чем письмо или задачи на логику. Педагоги отдельно учат языку, общению, математике, а игра одновременно развивает все процессы. Учит тонким связям. Учит рисковать, учит спонтанности, умению принимать правила.
Дети не договариваются между собой о том, как пойдет игра, но их миры живут и соприкасаются друг с другом.
— Как ребенок понимает через игру, для чего нужны правила?
— Раньше, когда ребенок рос во дворе, он знал: «Возьму мячик руками – ребята выгонят с футбольного поля». Так формировалась позиция: «Я не буду нарушать правила, потому что хочу играть в футбол». Нынешние дети не играют во дворе без присмотра. Они всегда находятся под руководством взрослого. Взрослый диктует свои правила «сверху», у ребенка возникает резонный вопрос: «Почему я должен слушаться?». В игре по-Бахотскому дети пробуют систему изнутри и понимают: правила необходимы, потому что иначе игра сломается.

У нас недавно были три бандита из «Майнкрафта»: они взрывали всё, что хотели, и их невозможно было победить. В один момент дети поняли, что так
не пойдет, сделали «стоп-игру», сели в круг и сказали: «Если вы не будете уязвимы, мы не будем с вами играть». А бандиты и сами видят: когда они бессмертны, становится неинтересно. Тут же они придумали оружие против самих себя, нарисовали карту, по которой остальные должны найти
оружие, – и вся группа ушла в этот сюжет.