Зачем ребенку рисовать? Или может ли обычное рисование заменить занятия центров раннего развития?

Мы так стремимся интеллектуально развивать наших малышей, что порой, под влиянием рекламы, и собственных амбиций сами себе устраиваем проблемы. Если у подруги в три года сын декламирует стихи Бунина, а у другой – в четыре дочь уже решает примеры через десяток…То как не записать своего наследника в очередную развивайку? И начинается гонка подготовки к школе и крестовый поход к трону «Я хорошая мать!».

Нормально. Хотите подкинуть дров в костер раздутого самоуважения – действуйте! А если хотите гармоничного ребенка, то, может, здраво подумать о мере? 

Даже простое рисование развивает детей и готовит их ручки к письму. Но часто мы так заняты поездками в развивающие центры, что почитать ребенку и посидеть с ним вместе порисовать, поиграть в кукольный театр сил нет. Это не значит, что не нужно ходить на занятия, это именно о здравом смысле и выборе кружков!

Расскажем, как обычное рисование (простое, без супер-методик) развивает вашего ребенка и на что влияет.

1.Развитие речи благодаря рисованию

Возможно, вы замечали, что многие дети, когда рисуют, рассказывают истории? Они словно комментируют то, что изображают. Их рисунок как «театр на бумаге». С персонажами все время что-то происходит. Примерно до четырех лет детям сложно изображать что-то конкретное и статичное. В своих закорючках, каракулях малыши видят знакомые образы и рассказывают о них. Тем более, что им интересны сюжетно-ролевые игры в этом возрасте. Отсюда и интерес к трансформации героев. Рисунки малышей – это почти всегда история, динамика. Не просто Мишка сидит на горке в лесу. А что-то похожее на: «Синий мишка встретил дружочка, они лезут за пчёлами, мишки свалились в малину, и теперь…».

Чем активнее история, тем больше образов, деталей. Чем «молчаливее» процесс рисования, тем больше шаблонов в детских работах и меньше образов. Если вы поддержите ребенка и сами начнете комментировать в какие-то моменты его действия в духе: «сейчас я принесу воду,  возьму лист бумаги, окуну кисточку в водичку» и т.п., вы поможете ему  осознать свои действия. А осознание поможет потом малышу лучше координировать действия, связанные с процессом рисования.

Ваши вопросы о самом рисунке помогут ребенку учиться сочинять истории, у которых есть и начало, и конец, раскрывать детали, называть цвета, угадывать настроение героев и т.п.

И вообще, как почти любой позитивный совместный процесс, рисование не просто обогатит речь дочери или сына, но поможет усилить ваш эмоциональный контакт. Ощущая ваши доверие и интерес, малыш будет раскрываться активнее!

2. Развитие восприятия через рисование

Восприятие только формируется в раннем детстве, и в этом возрасте несовершенно. Когда ребенок рисует, он тренирует умение наблюдать, учится анализировать объект, который ему интересен, подмечать новые качества, детали. А это основа для дальнейшей способности мыслить логически, просчитывать и планировать.

Интерес к форме, линии, причудливым цветовым пятнам, текстуре бумаги, сенсорные ощущения от краски на пальцах, при растушовывании карандаша по поверхности рисунка, которые сопровождают творческий процесс – это отличное развитие  чувственного восприятие окружающего мира.

3. Развитие фантазии и воображения

Благодаря развитому воображению мы, взрослые, перерабатываем свой прошлый опыт и создаем новые связи между полученными образами. Чем больше таких связей появляется в мозгу, тем лучше формируется  мышление. Рисование как раз активно развивает способность мысленно представлять зрительные картины.

Чтобы рисовать, ребенку нужно продумать образ до того, как он сможет его изобразить. Как пишут исследователи развития творческих способностей у детей, то, что ребенок способен перенести на бумагу, не передает всего воображаемого им мира. Именно поэтому дети часто видят в своих рисунках больше, чем нарисовано, – они фантазируют, придумывая различные истории о своих картинках. Эту способность важно поддерживать. Указывать на несоответствия между выдуманным образом и неумелым рисунком нельзя. Наоборот, лучше включиться в игру вместе с ребенком и попытаться «увидеть» превращения образа.

4. Развитие интеллекта с помощью рисования

От того, как мышление развивалось в период оперирования образами, зависит его готовность к  логическому периоду. В дошкольном возрасте мышление ребенка образно. Чем больше новых образов он создает, тем лучше в будущем будут развиты его интеллектуальные способности. Навыки ориентации в пространстве, проецирование на плоскость – психологи говорят, что это ключ будущего школьника к пониманию математических и физических моделей. Рисование помогает сравнивать, обобщать, видеть частное и общее.

Креативность, а это тоже часть интеллекта, развивается в детстве, в творческой деятельности. Потому что в ней возможны эксперименты, можно понять, что нравится, а что – нет. Например, рисование позволяет ребенку изменять придуманные образы по своему желанию, искать ассоциативные связи между элементами рисунка, между предметом и его «копией» на бумаге. Этот поиск и генерация новых образов – отличная тренировка ума. Она лучше, чем развитие механической памяти, на котором основаны многие методики раннего интеллектуального развития. И это то, что помогает ребенку осознать себя индивидуальностью.

Неужели все так просто?

Таким образом, рисование связано с  восприятием, моторной координацией, речью и мышлением. Процесс рисования соотносит между собой эти функции, помогая ребенку упорядочить представления о мире.

И что еще важно, рисование – это самовыражение без слов, рассказ о переживаниях. Маленький ребенок еще не может осмыслить то, что он чувствует. А в рисунке он получает шанс передать свое состояние. И либо вновь пережить что-то приятное из эмоций, или, наоборот, избавиться от негативных. Как правило, дети бывают удовлетворены своими рисунками, внутренний критик включается позже, если, конечно, ему не помогут выйти на сцену раньше времени родители или педагоги. Все знают, что удовлетворение от своей работы – это счастье и внутренняя гармония!

А ведь это просто рисование! Бумага и карандаши, мелки, краски.

Если у вас сложно со временем, нет идей, как организовать процесс рисования, что бы такого креативного предложить ребенку, приводите его на занятия рисованием в студии. А если с этим все окей, то рисуйте дома! Ну а потом – приходите к нам, снимать мультики из тех рисунков, что создадут ваши любимые малыши!

ЧТО ПОЧИТАТЬ НА ЭТУ ТЕМУ:

  1. Марина Озерова. О детском рисовании.
  2. Джулия Кэмерон Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях.