Интервью

Юлия Белавина: об анимации в России и Челябинске

Мария Короткая 02/18/2019 - 18:34

Юлия Белавина ведет в студии курсы перекладной и компьютерной анимации. Вы уже знаете Юлю «лично», а теперь разговариваем об анимации профессионально.

– Расскажите, что такое перекладная анимация. Как технологически это выглядит?

— Всё просто. Технику перекладной анимации можно освоить в любом возрасте, некоторые студии берут детей с двух-трех лет. Мы отдельно рисуем фон, на котором нет ничего, что будет двигаться. И отдельно – всё остальное: марионетки птиц, зверей, человечков, объекты. Все, что должно двигаться в мультике. С ребятами постарше разбиваем марионетку на отдельные составляющие: руки, ноги, голова. В этом случае персонаж в мультфильме выглядит более живым: ручки, ножки двигаются, он может поворачивать голову. Кадр за кадром двигаем персонаж по фону. И вот — мультик!

– Как у вас проходят занятия?

— Занятие начинается чаще всего с игровых моментов, разминок, упражнений. Мы рисуем друг друга или придумываем каламбуры, или сочетаем несочетаемые предметы. Например, «лампочка и шкаф»: рисуем какой-нибудь «лампошкаф». Как он выглядит? У всех по-разному. Игры на фантазию или ассоциации типа «Имаджинариум» тоже обязательны! На самих занятиях у меня достаточно свободная обстановка. Ребята имеют возможность поболтать, попить чай, мы часто свободно общаемся, фантазируем, сочиняем истории.

У старших ребят занятия по компьютерной анимации идут два часа, и бывает, что все время ребята не вставая рисуют. Мне это немного странно, но если подросток действительно готов два часа подряд рисовать свой проект, как я могу его прервать?

– В течение года вы делаете один мультик?

– С младшими группами я стараюсь делать несколько небольших мультфильмов. В сентябре-октябре мы делаем мультэтюды: я показываю ребятам разные техники.

Мы экспериментируем с тушью, с природными материалами, с пластилином, карандашом, красками. Пробуем технику «живой фон», когда фон рисуется прямо под камерой.

К новому году снимаем новогодний этюд, а с весны начинаем работать уже над нашим собственным проектным мультфильмом.

– Расскажите, как у вас происходит момент придумывания идеи мультфильма?

– Это всегда щелчок, магия. Происходит спонтанно. Чаще всего мы просто болтаем, шутим, и то, над чем больше всего смеемся, то и становится идеей для будущего фильма. Моя авторская методика (или она не очень авторская?) заключается в том, чтобы создать правильную атмосферу в группе. Это не так просто: я вникаю, действительно вникаю в то, чем дети живут. Стараюсь узнавать актуальные темы, новинки мультипликации, популярные у детей и подростков, книги, игры, музыку. Даже если мне эта музыка претит, я обсуждаю это с ними и держусь «в теме». Это рождает доверительную атмосферу в группе — атмосферу «своих».

– А кто нравится вам самой? Представители современного искусства, кинематограф, все что угодно, чтобы обозначить ваши вкусы.

— Мне интересны модернистские течения в живописи 20 века, особенно те, которые «от ума» — супрематизм Малевича, дадаизм Марселя Дюшана, пуризм Ле Корбюзье — всё то, что имеет в основе манифест, выраженную концепцию, посыл. Нежно люблю ар нуво во всех его проявлениях, особенно в дизайне и архитектуре — это было моим серьёзным увлечением. Могу долго говорить, например, об отличиях московского и питерского модерна. Ещё очень люблю абстрактный экспрессионизм, в частности Джексона Поллока. Пару раз даже устраивали «рисовач» в стиле Поллока: брызгали и лили краску, правда, потом в студии пришлось делать косметический ремонт.

Последнее время тяготею к живописи цветовых полей, как у Ротко — с тонкими переходами оттенков, текстурой мазков. Стараюсь следить за современным искусством. Мне нравится ироничный постмодерн, нео-поп-арт, типа Маурицио Каттелана.

Или вот в Японии есть такая бабушка — Яёи Кусама. Это просто огонь, что она делает!


                                                                    Яёи Кусама

Кстати, у меня есть несколько любимых челябинских творцов — это «главный авангардист города» Лев Гутовский.

                                                                 Лев Гутовский

И молодой художник Илья Фролов. У Ильи есть разные серии живописных работ — иногда больше уклон в поп-арт, иногда в сюрреализм, но это всегда метафорично и со вкусом.

Если говорить про кино, то самое большое влияние на меня оказали фильмы Микеланджело Антониони и Бернардо Бертолуччи. А в музыке — арт-рок 60-70х: The Doors, Pink Floyd, Девид Боуи и т.д. Конечно, на занятиях с детьми говорим о вкусах, они мне показывают своё, я им своё.

– Среди старших ребят у вас есть те, что собираются профессионально связать свою жизнь с анимацией?

— Да! Два года назад одна из моих учениц поступила в художественное училище, имея в виду на будущее поступить в Москву на художника-аниматора. Вслед за ней потянулись другие старшие ребята, которые сначала занимались на курсе перекладной анимации, а сейчас занялись компьютерной и осваивают уже профессиональные программы.

Мы работаем в TVPaint, SAI, Krita и Photoshop. Я подсмотрела эту технологию рисованной 2D анимации на Союзмультфильме: мультипликаторы рисуют черновую анимацию в TVPaint, а затем дорабатывают каждый кадр как отдельное изображение в графическом редакторе. Мы работаем в Krita. Это бесплатная программа, в которой очень удобно рисовать, делать «лайн» — чистовой контур, а затем раскрашивать кадры.

Сейчас мы готовим к поступлению нескольких девочек, они работают над портфолио, выполняют базовые для анимации упражнения: маятники, прыгающие мячики, делают наброски, придумывают истории, рисуют раскадровки — надеюсь, это даст им преимущество при поступлении.

– Как по-вашему, в Челябинске обстоят дела с анимацией?

– Я знаю, что сейчас в Челябинске открываются детские студии, есть разнарядка по школам открывать кружки детской мультипликации.

Это здорово — для ребенка замечательный вид деятельности, многогранный, «синтетический», как пишут в официальных документах. Сочетает в себе и сценарное мастерство, и актерское, и основы режиссуры, и моторику ту самую, мелкую, прекрасно развивает — в общем, достаточно уникальный вид досуга.Но если кто-то хочет заниматься мультипликацией дальше, на более профессиональном уровне, ближайшее место — это Екатеринбург, Уральский архитектурно-художественный университет. У них есть кафедра графики и анимации, где учат художников-постановщиков анимационных фильмов.

– А в России?

— Я считаю, что сейчас мультипликационная сфера начинает подъем в нашей стране. Активно развивается детская сериальная мультипликация. Я вижу, какие прекрасные новые фильмы создаются на студии «Союзмультфильм».


                                                       На студии «Союзмультфильм»

Я вижу замечательную студию «Шар», студенты которой ездят по фестивалям мира, занимают призовые места, и этим можно гордиться. И студия «Пилот» — потрясающие профессионалы своего дела.


                                                            На студии «Пилот»

Это мне близко. Мне тоже хотелось бы оказаться в этой среде.

– Да! Вы не думали о том, чтобы снимать самой?

– Это моя мечта. Мне очень хочется оказаться на профессиональном производстве, попробовать себя в этом, почувствовать, как на самом деле идёт работа в большом коллективе над серьёзным проектом. Посмотрим, как и когда это исполнится.

– Как в России в фестивальной среде выглядит «ВидимоНевидимо»?

– Ой, по-моему, мы звезды! Когда мы приезжаем на наши профильные фестивали детского анимационного кино, все реагируют: «Оооо, Челябинск приехал!»

У нас хорошие проекты. Мы регулярно занимаем призовые места на фестивалях.

– За счет чего вы — звезды, как это у вас получается?

— Наверное, за счет сочетания профессионализма и душевного, игривого подхода с сохранением детской самобытности. То, что мы «как семья» — это вправду очень важно. Нам безумно повезло с директором. Катерина сочетает в себе несочетаемое: с одной стороны, человек очень творческий, легкий, идейный, с другой — человек, который держит дисциплину и отвечает за все эти организационные моменты. С нашим коллективом очень комфортно — и это важно.

Интересно?
Расскажите об этом друзьям
Читайте также
Интервью
Елена Абрамова сотрудничает с «ВидимоНевидимо» и ведет несколько...
35
Подробнее
Искусство
Жаль, что нет такого слова «керамичим». А то на мастерской...
89
Подробнее

Ул Лесопарковая 7а (вход с торца)

График: 09:00-20:00

Вы можете купить этот курс в подарок