Юлия Белавина: «Анимация дает огромный спектр знаний, который можно осваивать всю жизнь».

Автор: Мария Короткая
103

Неостановимая тяга к искусству и учёбе, горящие глаза и чистая речь. Все это про Юлию Белавину. В студии она больше пяти лет ведет мастерскую перекладной анимации у детей старше семи лет. И в этом году начала творить на мастерской компьютерной анимации с подростками.

— Что и как привело вас в студию?

 — Я в школе училась с девочкой, которая мечтала стать мультипликатором, Светланой Землянской, – это она вместе с руководителем студии Екатериной Конаковой творила историю «ВидимоНевидимо» в первый год. С большим вдохновением Света начала вести занятия. Потом, когда детей стало на занятиях больше, она попросила помочь. На тот момент я уже отучилась в институте на дизайнера и поднаторела в графических редакторах: Corel, Photoshop. Это, правда, не пригодилось на первых порах, потому что детям важно дать не компьютерные программы, а умение рассказать историю через образы. Параллельно я училась в аспирантуре на кафедре философии. Так что мультипликация меня заинтересовала с разных сторон.


                                             На мастер-классах по созданию мультфильмов

— Получается, не вы выбрали мультипликацию – а она вас.

— Да, я случайно попала в эту сферу. И не сразу поняла, что это мое, если честно. Я намеревалась закончить аспирантуру, защититься по философии и, может, остаться преподавать на кафедре. Хотя уже тогда понимала, что научный путь — это скучно для меня. Хотелось творчества. Помогать в студии мне понравилось. Я всё более разочаровывалась в вузовском преподавании и очаровывалась мультипликацией. Мне оказалось очень комфортно работать с детьми. Я, видимо, сама приглянулась ребятам, поэтому осталась в этой роли и понынешний день. После этапа стажировки перешла к самостоятельному ведению занятий.

— До этого с детьми вы не собирались работать?

— Даже идеи не было быть педагогом. На тот момент еще большую роль сыграла поездка со студией на детский фестиваль в Новосибирск. Там ежегодно проходит мастер-класс фестиваль мультипликации.

                                             На фестивале «Жар-птица» со студийцами

— Как вы учились анимации?

— В прямом смысле – на коленке. Представьте: маленькая комната, ноутбук. На нём незнакомая программа с дракончиком на логотипе. Вот есть пара кнопок, на которые нужно нажимать, чтобы получился мультипликат. Тогда найти какой-то мастер-класс в сети было нереально. Позже, с приходом в студию Вячеслава Алексеенко, уровень вырос, конечно. Он показывал разные премудрости, во время монтажа я сидела рядом с ним часами.

— Вы очень вдохновленно начали про фестивали говорить. Любите это дело?

— Я заядлая фестивальщица! За один год, что была беременна, побывала на шести фестивалях. Знакомые шутили, мол, ребенок еще не успел родиться, а уже посетил больше фестивалей, чем некоторые за всю жизнь. Каждый год я обязательно езжу в Новосибирск на «Жар-птицу». На Суздальский фестиваль анимации – это профессиональный слет, показ всей актуальной анимации, созданной в России за год. Со своими студийцами съездила на фестиваль «Лимон филмс» в Казань – это международный проект Россия-Франция. Кстати, наш мультик победил тогда.

Стараюсь не пропускать «Кинопробу» в Екатеринбурге. И, знаете, агитирую всех заинтересованных челябинцев: съездите туда просто в качестве зрителя. Это прекрасный фестиваль, добраться туда недорого и недолго.

Другая моя огромная любовь – кинематограф! Я с 18 лет являюсь членом киноклуба имени Оболенского. Много лет регулярно, два раза в неделю, ходила в свой любимый клуб. По средам — отечественное кино. По субботам — зарубежное. Эти встречи подарили мне большой пласт эрудиции в киноискусстве и довольно высокий уровень насмотренности.

 

                                             В Казани на фестивале

Я пять лет помогала устраивать фестиваль «Полный артхаус». Замечательное это было дело – приезжало много актеров, режиссеров, киноведов. Это была возможность почувствовать себя в мире кино, находясь в Челябинске. У нас сложно почувствовать себя причастным к чему-то большому в плане искусства: все собирается по крупицам.

— Есть у вас сейчас любимые места «концентрации искусства» в городе?

— Галерея современного искусства «ОkNо» – мои давние-предавние друзья. Помню, будучи еще школьницей, бегала к ним на видео-арты. Они, конечно, часто бывали 18+ и абсолютно безумными. Но тогда еще не ввели возрастного рейтинга!

Эти визиты наверняка повлияли на мое восприятие искусства. Воспитали некритичное восприятие, в первую очередь. Для меня допустимо любое проявление авторского видения. Если ребенок сейчас приходит ко мне и начинает нести околесицу, я выключаю внутреннего «взрослого» и воспринимаю это как арт. Вот так: как искусство. Чтобы оно рождалось без вмешательства критики и лилось произвольно. Сейчас, когда студия находится рядом с галереей ОkNо, я стараюсь таскать своих ребят на выставки. Показываю им периодически что-то, предварительно оценив, насколько это будет ими понято.

— Разговаривая с преподавателями студии, я увидела две противоположные точки зрения на мультипликацию: кто-то рассматривает ее в первую очередь как атрибут общего развития ребенка, а кто-то – как искусство. На каком вы полюсе?

— Для меня это игра, способ рассказать историю или поэкспериментировать. Как я начала осваивать мультипликацию? Это был эксперимент. А если говорить о глубинных смыслах, тут, как в любом виде искусства: художник не может не рисовать, музыкант не может не играть, если на него снизошла музыка. И если на юного мультипликатора снизошла история, он не может её игнорировать.

Одни ребята обожают видеть, как оживают их персонажи: у них в голове еще нет сюжета, но есть образы. Они создают их и получают наслаждение от того, как принцесса начинает моргать, говорить, двигаться – это счастье для маленького автора. Другие ребята сочиняют историю: они не умеют рисовать, но им необходимо поделиться своей идеей – так получаются блестящие работы. Я их, может, больше всех люблю. Нарисованы, мягко говоря, странно!.. Но такая динамика, такой живой абсурд, такая яркость, настоящая жизнь.


                                                      С детьми-студийцами

— Господи, какая вы вдохновляющая и творческая. Вы не думали о том, чтобы снимать мультфильмы самой? Профессионально?

— Это моя мечта. Хочется оказаться на профессиональном производстве. Посмотрим. Сейчас у меня годовалый малыш, поэтому приоритеты, безусловно, другие.

— Расскажите, чем вы вне студии занимаетесь?

— У меня сынишка. И две работы помимо «ВидимоНевидимо». Я руковожу студией анимации в школе «Семь ключей» — это частная школа. Дети там находятся до восьми вечера, поэтому очень много времени для дополнительного развития. И преподаю на кафедре режиссуры в институте культуры. Веду у студентов основы мультипликации и графику.

— Как вы думаете, отчего в вас разгорелся такой интерес к искусству анимации и преподаванию? Учитывая, как случайно и непреднамеренно вы попали в студию.

— В анимации бескрайнее количество возможностей для развития и обучения, а я обожаю учиться. В четыре года меня научили читать, в пять лет я попросила маму отвести на занятия по английскому языку. Так и продолжается всю жизнь: хлебом не корми, дай изучить что-нибудь новенькое. Анимация дает огромный спектр знаний, который можно осваивать всю жизнь. Еще и на стыке с преподавательской деятельностью. Сценарное мастерство, художественное искусство, драматургия, педагогика, детская психология, история… Всё это безумно интересно.

Интересно?
Расскажите об этом друзьям
Читайте также
Интервью
Вячеслав Алексеенко: «Я агитирую относиться к студии как к семье: доверять, любить и не обижать».
Вячеслав Алексеенко – мультипликатор. Ведет в «ВидимоНевидимо» курсы...
197
Нажмите, чтобы
узнать подробности
Развитие
Счастье детей в будущем: все решит гендерный подход
О том, почему важно по-разному воспитывать мальчиков и девочек....
342
Нажмите, чтобы
узнать подробности
Находки
Как описывают творческих личностей различные исследователи
Чем творческий человек отличается от стандартно мыслящего? Какими...
403
Нажмите, чтобы
узнать подробности
Интервью
Юлия Белавина: «Анимация дает огромный спектр знаний, который можно осваивать всю жизнь».
Неостановимая тяга к искусству и учёбе, горящие глаза и чистая речь....
103
Нажмите, чтобы
узнать подробности

Ул Лесопарковая 7а (вход с торца)

График: 09:00-20:00

Вы можете купить этот курс в подарок