Развитие воображение у дошкольников: соединяем игру и творчество

Воображение защищает нас, взрослых, от стресса, помогает находить внутренние силы для душевного роста, быть интересными самим себе. Не говоря уже о том, что это основа нестандартного мышления, которое выручает в наш нестабильный век. И это то, что важно развивать! Точнее обычно воображение развивается само, главное, поддерживать ребенка в его выдумках, создавать возможности. 

Особенно активно фантазия развивается у детей в 5-6-ти летнем возрасте. Поскольку ведущей деятельностью в этот период является игра, сочетайте ее с рисованием, лепкой, конструированием, домашним театром. Оставляйте «поле» для свободной игры с выдумыванием. Игрушки превращаются в…а это уже дело ребенка.

Кстати, игровое замещение – это начало большого пути, ведущего к успешному использованию математических символов, нот и других знаков. В сюжетно-ролевой игре, к тому же, у старших дошкольников и младших школьников формируется способность анализировать свои поступки, видеть ситуацию с точки зрения другого человека.

Предлагаем несколько игр, которые вы с легкостью можете изменять под свой «чемодан» прочитанных книг, свободное время, темперамент ребенка и домашние условия. Просто предложите сыну или дочке отправиться в путешествие!

Например, полететь в космос.

Вырежьте из плотной бумаги несколько кругов разного размера. Не кружков. Кругов! Разложите их в любом порядке на полу. Ну или на столе. Попросите ребенка представить, что это разные планеты. И на каждой живут удивительные существа. Кто они? Как они выглядят? Как они общаются? Если через звуки, то какие? Чем дышат, если дышат…Какие они по характеру? Цвету, запаху? В каких домах живут?

Пусть ребенок сначала сам фантазирует. А если вдруг не будет знать, что же придумать ещё, то вы его направляйте подобными вопросами. Придумайте вместе, как называются эти «дома инопланетян». Характер и внешний вид обитателей подскажет, как выглядит каждая планета. Пусть ребенок фломастерами и карандашами раскрасит их, нарисует «иножителей», одежду, ракеты или какой-то другой транспорт, на котором они перемещаются.

А может, они умеют летать в космос? И могут там встретиться? Тогда какой будет встреча? Они обрадуются друг другу или начнут воевать? В какие приключения они попадут? Хотят ли эти разные существа завоевать кого-то? Или они перевозят смех с планеты на планету? Или особо вкусный шоколад? Может, арбузы? Ваш ребенок много всего придумает и нарисует! А может, даже слепит из пластилина объемных инопланетных чудиков. Ваша задача – немного направить и самой поиграть в «космос».

Или отправиться в плавание…

… и потерпев кораблекрушение, оказаться на необитаемом острове. Роли главных героев могут исполнять игрушки. А ребенок будет «руководить» с помощью ваших подсказок, что же им делать. Спланируйте вместе, как же возможно переночевать, если нет домов и только небо над головой. Кстати, холодно или жарко в этой части Земли? Бывают ли дожди, ураганы? Например, можно в огромном дереве выдолбить острым камнем что-то в духе дупла и укрыться там. Или смастерить шалаш, скажем, из прутьев какого-то дерева или пальмовых листьев. Шалаш под столом дома тоже никто не отменял.

А из чего сделать постель? А что будут кушать невольные «искатели приключений»? Обсудите, кто может из животных жить на этом острове. Как вообще он выглядит? Какие опасности могут вас поджидать? А что, наоборот, порадует и вдохновит открывателей этого острова? Можно порисовать или весь остров, или его части – деревья, птиц, горы, озера…Это вообще реальный мир? А вдруг что-то волшебное произошло – и герои, то есть вы, оказались в параллельной реальности? Как там все устроено?

Помогайте ребенку описывать какие-то ситуации, в которых как будто оказываетесь, а он будет придумывать, как из них выходить, как решать возникшие проблемы. Расскажите ему про Робинзона Крузо, про затерянный остров, про приключенческие книги, в основе сюжета которых – кораблекрушение или падение самолета. Ну а про Алекса, Мелмона, Марти и Глорию он, наверное, напомнит вам сам!

Поехать в экспедицию на Северный или Южный Полюс.

Что вам мешает? Проговорите с ребенком, что нужно взять в такое сложное путешествие? Посмотрите на карте мира, как туда добраться? Можно ли по суше? Как там вообще разбить лагерь? В снегу? Сколько времени можно там находиться?

Если вы окажетесь на Южном полюсе, то, скорее всего, встретите пингвинов. Там много белого цвета. И мало, чем можно заняться. И поэтому им, например, бывает скучно. А вы как раз и поехали, чтобы понаблюдать за красавцами. Эти озорные нелетающие птицы придумывают для себя много игр. Каких? Если ваш ребенок может пойти в парк, на аттракционы, в гости, то чем занимаются маленькие пингвинята на снежных просторах?

Конечно, чтобы не сбить столку ребенка, расскажите ему про пингвинов всю правду. Гугл или энциклопедия в помощь. А потом предложите все-таки пофантазировать. Какие цветные коктейли они пьют? Чем рисуют радугу. Какие цветные сны им снятся? В общем, как добавляют «краски» в свою жизнь те, кто когда-то летал, а теперь все больше плавает. У вас, наверняка, появится много идей, во что играют пингвины и как они дружат. Кстати, а они переписываются с жирафами? Если у вас есть старший ребенок, возможно, он захочет написать книжку про забавные выдумки.

Куда изволите? Конечно, можно…

Можно путешествовать куда угодно. Придумывайте сами и вовлекайте в воображаемые приключения ребенка. Что-то из «фантазий» можно рисовать, что-то – лепить, вырезать из книг, журналов, строить, мастерить, делать декорации, проигрывать в сценках, оформлять в книжки, фотографировать на память.

Были ли вы в стране кошек? В мире невзрослеющих детей? А летали ли в Тайные горы, которых нет ни на одной карте мира? Возможно, проваливались в Страну чудес? Или «ходили» в Зазеркалье? А просыпались ли в государстве, в котором всегда утро? Переносились в мир, где все танцуют и больше ничего не делают? Придумывайте! Это так весело!

Ну и конечно, про многие приключения можно снимать мультики! Помните об этом!

Творческих вам приключений!