Интервью

Межгалактический бал, рисование на рассвете, создание своего мира: «Это фантастика!»

Мария Короткая 07/13/2019 - 01:01

Десять детей, двое взрослых, десять дней. В «ВидимоНевидимо» окончилась загородная творческая программа. Ведущие, наши художники Капиталина Стычева и Александра Андреевских, рассказали, как это было. Интересно и творчески.

Капиталина начинает рассказ с идеи программы, потому что идея – самое важное во всех проектах «ВидимоНевидимо». Выездная программа – не обязательный атрибут летней жизни, а отдельный творческий проект, родившийся не потому что «надо», а потому что «хочется» самим ведущим мастерских студии.

– Мы хотели с Сашей сделать то, что нам самим интересно. Мы выбирали тему и формат, исходя из того, что для нас важно. В диалоге родилось наше фантастическое нечто.

Программа так и называлась – «Это фантастика». Главной ее задачей стало создание собственного фантастического мира и своего персонажа внутри него. Каждому ребенку нужно было продумать мир, героя, его окружение, легенду, а в конце поездки – презентовать на балу.

– Идея бала такая: открывается межгалактический портал между разными мирами. Представители этих миров встречаются и знакомятся друг с другом. Все должны рассказать на нем о себе, познакомиться и подружить между собой свои измерения. Вселенский мир, вселенская дружба, вселенская жвачка.

Ребята создавали свои миры последовательно, руководствуясь структурой, которую Капиталина и Александра разработали на основе правил драматургии.

– Эти десять дней были для нас экспериментом. Из теории мы взяли только основные технологии создания миров, где персонаж – это его характер, а мир – это визуал, социум, легенда, артефакты, карта.

Полет детской фантазии обладает огромной силой, но ему не хватает системы. Дети не могут самостоятельно продумать структуру от и до, потому что у них еще нет механизма систематизации творческого процесса. Когда ведущие программы аккуратно и экологично направили их фантазию в нужное русло, у них получилось создать нечто гениальное по уровню креативности, свободы и художественной силы.

– То, как подробно ребята сумели продумать свои миры за десять дней, поражает меня. Сюжеты тянут на целые фильмы. Некоторые уехали с серьезным намерением: «Я буду дорабатывать, столько еще идей в голове!». Это очень вдохновляет. Думаешь: «Я вроде творческая личность, но мне кажется, что я на такое не способна». Оказалось, что дети очень давно занимаются придумыванием миров: у них уже куча персонажей. Им нужно было просто оформить свою фантазию.

Каждый день программы был посвящен одной главной теме: проработке образа персонажа, его среды обитания, придумыванию артефактов, социального окружения, легенды. По утрам ребята работали в поле фантастического вместе с Александрой, а в течение дня занимались другими вещами, косвенно продолжая лейтмотив с помощью прочих творческих активностей.

– Например, когда у детей было задание продумать и нарисовать среду существования персонажа, мы выходили на пленэр. Это вроде бы про другое, но на подсознании шло в «копилочку» ребенку. Сам день строился без акцентов «мы делаем только это».

Ребята оформляли свои миры в блокноте, который сшили в первый день смены своими руками. Этот механизм ведущие «ВидимоНевидимо» придумали еще в прошлом году: каждый ребенок создавал для себя блокнотик и записывал, зарисовывал туда все свои идеи. В итоге дети привезли домой свои прописанные и прорисованные самостоятельные миры.

– Одна девочка создала мир, раздробленный по сосудам и бутылочкам. История такая: в одном прекрасном мире жил злой чародей. Сначала он был учеником, потом вырос и решил мир захватить. Он убил своего учителя и стал править. Вскоре выяснилось, что править он не умеет, поэтому мир стал быстро приходить в негодность. Чародей решил его «законсервировать»: разбил на колбочки и сосуды, пришел в наш мир и спрятал все колбочки в мусорку, чтобы никто не нашел. Решил, что заберет их тогда, когда поймет, как править дальше. Но некий дедушка-барахольщик нашел эти сосуды вместе с магическим кристаллом, и его внучка Элис благодаря кристаллу получила возможность попадать в этот мир, путешествовать туда-обратно, изучать его. В роли этой внучки Элис наша девочка и была.

– Мальчик придумал персонажа по имени Калибрикус, который делает людей счастливыми. Его мир – это внутренний мир человека. Он разделен пополам: в нем есть хорошая и плохая часть, при этом раньше темной части в человеке не было, она появилась со временем. Вот Калибрикус – это существо, которое живет в хорошей части.

– Другая девочка придумала планету, на которой возникла жизнь из-за Дракона Вечности. Дракон обнял планету, и на ней появились живые клетки. На ней три слоя: в верхнем мире живут баранороги, смесь барашка и единорога, в нижнем – очень жарко, поэтому там почти никто не водится, а самый пригодный для жизни – средний мир. Там находится большинство существ, в лесах – большие зеленые коты, и наша героиня глупая кукла Куклина. Она сбежала от своей хозяйки из-за того, что та ее не расчесывала.

Если ребенку сказать напрямую: «сейчас мы создаем персонажа», – у него родится что-то шаблонное. Чтобы в своем полете фантазии дети чувствовали себя свободно, Александра и Капиталина придумывали много творческих упражнений.

– Рождение персонажа мы обыграли свободной техникой рисования: нитью на стекле. На стекло кладется нить в краске, вытягивается, следы от движения нити создают живописные и странные узоры, а ребятам нужно придумать их интерпретацию, кто здесь изображен. Так родились очень интересные герои.

Завершающим этапом создания мира была его презентация на балу. Там дети погружались в фантастический мир, проходя через портал – самодельную арку из палок и ниток. Каждый ребенок проходил через него, здоровался с остальными на своем языке, рассказывал что-то про свой мир, показывал картинки и аудиозапись речи на собственном языке.

– Портал, обязательный костюм, собственный язык, артефакты – все эти вещи невероятно сильно погружали в атмосферу. У нас была девочка – очень серьезная, умная, вдумчивая. Ее персонажем была глупая кукла Куклина. Она надела яркий парик, гольфы, кукольную юбку и кардинально преобразилась на весь вечер! Представьте, как сложно сыграть глупую куклу серьезному человеку! На протяжении всего бала она была в своей роли.

Чтобы дети не стеснялись друг перед другом и были артистичными, ведущие с первого дня создавали атмосферу взаимного уважения. Поэтому дети на сто процентов включались во все, что им предлагали.

– Мы создавали атмосферу – сами были в образах, придумывали свои артефакты: найденный камень с красивым узором – камень судьбы, старый ключ – ключ от всех дверей, скатерть, на которую сыпались конфеты, – скатерть-самобранка. А еще были шапка-невидимка, межгалактический портал... Несмотря на то, что дети были достаточно взрослые, они подыгрывали нам. Мы честно им говорили: «Да, это игра». Они принимали это с удовольствием и включались: «Да, это камень судьбы, классно!»

Кроме создания фантастического мира, дети писали стихи, рисовали наброски коряг на берегу озера, портреты друг друга. Выливали гипсовую руку с помощью перчатки, делали «отпечаток солнца» из специальных светочувствительных материалов – эта техника называется цианотипия.

Рисовали на рассвете.

– Это очень тяжело – встать в такую рань, в холод, ради природы и искусства! Дети были чемпионами, это однозначно! Троих из десяти ребят мы не добудились, хотя собирались пойти все. И проспавшие девчонки потом так расстроились: «Как же так? Я ведь целый год теперь рассвет не увижу…». Но мы это горе компенсировали рисованием заката: на закате уже были все.

– Когда возвращаешься к своему детству, думаешь: вот было бы здорово, если бы у меня было так. Похоже мы стараемся создавать детям именно такие переживания, которые хотели бы получить в нашем собственном детстве.

Интересно?
Расскажите об этом друзьям
Читайте также
Спецпроект
Как вам путешествие в наше прошлое?! Встреча с динозаврами?!...
92
21 апреля 2019 г.
Подробнее
Снято
Участники курса из 8 мастер-классов придумали сюжет, сделали...
65
Подробнее
События
Снимали с детьми мультики из лего и чая. А еще делали тауматропы....
84
8 апреля 2019 г.
Подробнее

Ул Лесопарковая 7а (вход с торца)

График: 09:00-20:00

Вы можете купить этот курс в подарок