Как развивается песочная анимация в Челябинске и почему на неё стоит обратить внимание

Рассказывает Капиталина Стычёва, ведущая мастерской песочной анимации студии «ВидимоНевидимо».

Автор: Мария Короткая
100

Рисование песком  на световом столе – это красиво. В нем невероятно умиротворяющий процесс, а в результате получается стильная, необычная, почти «неземная» картинка. В России песочная анимация начинает набирать популярность, и сейчас мы можем наблюдать, как в стране приживается новый вид искусства. Студия «ВидимоНевидимо» была первой в Челябинске, предложившей детям это увлекательное занятие. В декабре будет 8 лет, как художники студии учат детей рисовать песком.

Кажется, в последние годы песочная анимация становится более популярной?

– Пожалуй, только последние несколько лет песочная анимация начала раскрываться как художественное направление, а не частное хобби отдельных художников. В России есть примерно десять ярких мастеров, которые начали эту sand art культуру и вкладываются в ее развитие. Сейчас это уже профессиональные педагоги, которые преподают песочную графику на серьезном уровне. У нас в Челябинске точечно есть художники, которые выступают на свадьбах, на праздниках, но не преподают. И есть буквально единицы, которые и круто рисуют, и круто учат.

Вы говорите про графику, а как же слово анимация?

– Да, среди художников принято статичное рисование на световом столе называть песочной графикой. А динамичное рисование, когда идет смена картин, песочной анимацией. Хотя, если говорить совсем на профессиональном языке, то анимация – это покадровая съемка. Поэтому когда художник рисует песочный ролик, записывает его на видеокамеру, потом монтирует, ускоряя или замедляя какие-то моменты в нем, это не анимация. Это искусство в целом называют sand art. А вот когда мы, например, с детьми, снимаем покадрово песок на столе под объективом фотокамеры, это и называется песочная анимация в узком профессиональном смысле. Но в России прижилось название «песочная анимация» по отношению даже к рисованию отдельных картин, а не только песочных шоу или роликов. Мы, чтобы было понятно всем, а не только специалистам, тоже называем такую съемку песочной анимацией.

В 2017 году наша студия в лице директора была организатором Международной выставки песочной графики «Вне времени». Благодаря этой передвижной бесплатной для зрителей выставке, челябинцы смогли познакомиться с работами замечательных художников из России, Украины, Белоруссии, работающих в жанре песочной графики. Это были картины, созданные на песке, сфотографированные, обработанные в графических редакторах и распечатанные на специальной поверхности. Получилось продемонстрировать возможности этой техники. А многие художники нашего города на открытии и закрытии выставки показали свои песочные спектакли и шоу. Я влюблена в песочную анимацию и мне важно популяризировать это направление в нашем городе.

– А вы проходили обучение у кого-то из мэтров?

 Да, несколько лет назад. В тот момент я уже вела занятия по песочной графике. У меня были собственные наработки, своя структура преподавания. Я была довольна тем, как у меня получается, какие есть результаты у моих учеников. Но в какой-то момент засомневалась в своем профессионализме. Знаете, это очень важный, необходимый момент в процессе развития – засомневаться и изучить: а как делают другие? Что, возможно, стоит изменить в подаче материала? Я взяла несколько уроков в скайпе, чтобы определить свое место в искусстве рисования пеком и наметить дальнейшие пути развития, и поняла: все у меня замечательно, все делаю правильно.

Весной 2019 года мы планируем провести в Челябинске региональный фестиваль песочной анимации. Приглашаем художников и педагогов нашего региона к сотрудничеству в этом проекте. 

То, что показала мне художник Мария Воронина из Санкт-Петербурга, у которой я занималась, совпало с моим собственным видением. Где-то акценты и настроения, конечно, отличались, но это естественно – я разработала свою «школу», она свою. В главных вопросах мы сошлись – это было для меня очень важно. И самое ценное в деятельности Марии, что я отметила, даже не то, как она ведет обучение песочной анимации. Мария собирает вокруг себя сообщество художников-единомышленников, которые серьезно и вдумчиво относятся к своему делу. Именно такие люди развивают любое новое направление. Ее подход вдохновил меня на проведение курсов для взрослых и на формирование сообщества художников песочной анимации в нашем городе и области. Весной 2019 года мы планируем провести в Челябинске региональный фестиваль песочной анимации. Приглашаем художников и педагогов нашего региона к сотрудничеству в этом проекте. А пока я веду курсы для специалистов: художников, педагогов, психологов – кому хочется добавить в свою профессиональную копилку новые навыки. Мне это важно, чтобы дети в нашем городе учились рисовать песком с интересом.

– А как вы сами учились песочной анимации в самом начале пути?

– Специального обучения я не проходила: моей художественной базы хватило, чтобы понять, как всё устроено в рисование песком. У меня за плечами факультет дизайна одежды РБИУ и много рукодельных хобби. Впервые песочную анимацию я увидела у нас в студии на занятиях Ольги Савчук. Вдохновилась, посмотрела обучающие видео – интернет пестрит разными уроками – начала рисовать. В какой-то год Ольга не смогла проводить мастер-классы в «ВидимоНевидимо», Екатерина искала нового педагога. Я вызвалась вести рисование песком сначала у малышей. Через какое-то время поняла, как подать материал детям постарше.

Это такое разноплановое художественное направление. Это огромный полигон для внутреннего развития.

Так за год у меня набрались три возрастные группы: малыши, младшие школьники и старшие ребята. Мое развитие как педагога песочной анимации было структурированным, постепенным – я начинала с маленькими детьми, дальше быстро ухватывала новые нюансы, фантазировала, что и как еще можно рисовать, брала детей постарше. И уже когда накопила достаточно опыта в ведении занятий, в создании песочных шоу и заказных роликов, начала работать и со взрослыми.

– Расскажите, как проходят ваши занятия.

– У меня занимаются дети от 4 до 15 лет. В этом году появились совсем малышки – два с хвостиком, но они ходят ко мне в индивидуальном порядке или с мамами. Группы набираются по возрастам: 4-6 лет, 7-12 лет, 13+. Мы рисуем на световых песочных столах, создаем традиционные песочные картины из обычного песка, также работаем с цветным песком. А малыши еще иногда с кинетическим. Мы создаем видеоролики: как общие на группу, так и индивидуальные. Маленькие детки все вместе работают над одним песочным роликом: мы так, например, делали новогодние поздравительные открытки. А более старшие ребята, от 11 лет, занимаются личными проектами. Каждый придумывает свою историю и работает над ней. Здесь мы говорим уже про режиссерские навыки, этапы работы над фильмом, делаем раскадровку. Или готовим живое песочное выступление, показываем его под музыку – это более серьезный опыт.

– Как в Челябинске в целом обстоят дела с песочной анимацией?

– Город пестрит занятиями по рисованию песком! Но знаете, что меня беспокоит? В последнее время стало появляться много некорректных студий, в которых стоит световой стол – и всё. Некоторые мамочки мне рассказывают: «Пришли в студию, а там стол стоит на полу, педагог говорит ребенку – ну, пальчиком повози, ну всё, молодец». Разве так нужно? Разве так должно быть? А как же атмосфера, структура занятия, профессионализм педагога? Мне обидно, что родитель однажды попадет в некорректное место и навсегда решит, что песочная анимация – это глупость какая-то, пальчиком по песку. А на самом деле, это такое разноплановое художественное направление! Это огромный полигон для внутреннего развития. Рисуешь песком и раскрываешь себя как художник, как режиссер, успокаиваешь нервы, развиваешь мелкую моторику. Это дорогого стоит.

Интересно?
Расскажите об этом друзьям
Читайте также
Книги
Та-дам
Есть много книг, которые учат рисовать. Но есть среди этих книг такие...
626
Нажмите, чтобы
узнать подробности
Находки
Как описывают творческих личностей различные исследователи
Чем творческий человек отличается от стандартно мыслящего? Какими...
331
Нажмите, чтобы
узнать подробности
Креативность
5 способов развития образного мышления у детей
Разумеется, приемов развития образного мышления масса. Поделимся...
570
Нажмите, чтобы
узнать подробности
Креативность
Креативить нельзя учить
Как директор творческой студии, я за активное развитие креативности у...
314
Нажмите, чтобы
узнать подробности

Ул Лесопарковая 7а (вход с торца)

График: 09:00-20:00

Вы можете купить этот курс в подарок