Как описывают творческих личностей различные исследователи

Автор: ВидимоНевидимо
277

Чем творческий человек отличается от стандартно мыслящего? Какими конкретными свойствами характера и мышления он обладает? За годы развития психологии как науки  было проведено много исследований личностных особенностей творческих людей. Хочется рассказать о нескольких из них. А заодно понять, насколько глубоко только интеллектуальные занятия могут разбудить в ребенке будущего гения.

Факт 1: Вовлеченность и двойственность

В исследованиях особенностей творческих людей Михая Чиксентмихайи, американского психолога венгерского происхождения, профессора психологии который изучал темы счастья, субъективного благополучия, креативности, автора идеи "потока" или потокового состояния выделяются такие, на первый взгляд, противоположные особенности креативных личностей, как:

  • игривость и дисциплинированность
  • проявление особенностей, как интровертов, так и экстравертов
  • чувство реальности, которое чередуется с переживаниями фантазий
  • скромность и гордость одновременно
  • обладание большой физической энергии, но в то же время частое пребывание в состоянии покоя и отдыха.

Ощущение «потока», о котором написана книга, Михай Чиксентмихайи удивительно поэтично передает так: «Быть полностью вовлечённым в деятельность ради неё самой. Эго отпадает. Время летит. Каждое действие, движение, мысль следует из предыдущей, словно играешь джаз. Всё твоё существо вовлечено, и ты применяешь свои умения на пределе».

Факт 2: Мотивация и самосовершенствование

Карл Роджерс, Абрахам Маслоу и другие представители гуманистического направления в психологии в своих трудах описали такие характеристики творческой личности:

  • внутренняя система ценностей и критериев
  • самостоятельность и непосредственность
  • богатство и «открытость» внутренних переживаний
  • актуальная потребность в обновлении окружающего мира и самосовершенствования.

По мнению Маслоу, например, наиболее полно реализовать свой потенциал личности помогают смелость, отвага, свобода, спонтанность и самопринятие. Роджерс описал тенденцию к самоактуализации как обладание сильной мотивацией и наличие поддерживающей среды, предоставляющей возможность для развития.

Интересны моменты из биографии Альберта Эйнштейна. Они также показывают, что ему была присуща двойственность натуры. И безусловно, внутренняя смелость.

  1. «Мудрый старец со всепонимаюшими глазами, он выглядел так, как будто присутствовал при акте творения, и вместе с тем в нем было что-то детское, он навсегда сохранил в себе удивление пятилетнего мальчика, впервые увидевшего компас»
  2. Легендарная, почти неправдоподобная сосредоточенность, абсолютная углубленность в свои мысли, и в то же время широта интересов, «открытость» к восприятию
  3. Ясность ума и логика мышления сочетались в нем с верой в эстетическое чутье, в необходимость совершать мысленные скачки для переформулирования общих принципов, а не ограничиваться наведением логических мостов между опытом и теорией.
  4.  Мышлению Эйнштейна были присущи высшая степень абстракции и вместе с тем стремление к наглядности. Именно зрительно-пространственное мышление позволяло приходить к выводам, которые потом уже он облекал в слова».

 

Факт 3: Честность и внимание к «Я»

Знакомый многим Карл Юнг писал, что творческая личность не боится выявить противоположные черты своей натуры, в отличие от обычного человека, который страшится многих побуждений и подавляет их.

Фрэнк Бэррон, тоже представитель гуманистического подхода в психологии, в своем исследовании эстетических вкусов и склонностей творческих личностей, выделяет такие моменты:

  • более наблюдательны
  • не склонны к самообману
  • выражают и подчеркивают часть истины, которая обычно находится в тени
  • видят вещи с необычной стороны
  • независимы в суждениях
  • с большим вниманием относятся к собственным побуждениям и импульсам и дают возможность им проявиться.

Торренс, автор известного теста на креативные способности, считает, что высококреативные испытуемые отличаются уверенностью в себе, чувством юмора, повышенным вниманием к своему «Я». Они лучше переносят состояние неопределенности и способны отстаивать свое мнение при недостатке информации.

Если все эти нюансы, которые характеризуют творческих людей, объединить, то получится, что основные яркие черты – это самостоятельность, яркие внутренние переживания, стремление к совершенствованию как себя, так и жизни вокруг, интерес к новому, отсутствие страха перед неизвестным.

Дышите творчеством глубже, будьте авторами жизни и вдохновляющим примером для своих детей!

Если задуматься о стандартном подходе к обучению в школе с его установкой на «результат», системой поощрений, то станет ясно, что он отрицательно сказывается на стремлении детей к исследовательскому поиску, снижает мотивацию и уверенность в себе, учит работать в заданных условиях, не развивает гибкость мышления. Педагоги часто оценивают «удобные» качества детей: исполнительность, самоконтроль, отсутствие критичности, а вовсе не реальное стремление к познанию. И значит, они учат способности приспособиться к существующей системе, а не создавать что-то новое. А вы только этого хотите для своего ребенка?

Если нет, то помимо школьных уроков в жизни ребенка обязательно должны быть творческие занятия, которые дадут простор для воображения, смелости мысли, возможность почувствовать себя настоящего, просто пространство для игры и экспериментов с незаданным правильным ответом в финале.

Найти на них время сложно, но они как свежий воздух для ребенка! Дышите творчеством глубже, будьте авторами жизни и вдохновляющим примером для своих детей!

Интересно?
Расскажите об этом друзьям
Читайте также
Интервью
Екатерина Конакова: Как правильно сложить пазл. Интервью "Вечернему Челябинску"
"Иногда мы встречаем людей, одаренных удивительной способностью –...
342
Нажмите, чтобы
узнать подробности
Опыт
Мой ребенок не хочет учиться в школе
О том, что нужно успеть рассказать ребенку в раннем детстве, чтобы он...
245
Нажмите, чтобы
узнать подробности
Книги
Та-дам
Есть много книг, которые учат рисовать. Но есть среди этих книг такие...
542
Нажмите, чтобы
узнать подробности
Опыт
Отзыв о том, зачем все же снимать с детьми мультики, который нас тронул
"МОЙ РЕБЕНОК СЧАСТЛИВ!" (совсем не выдуманная история...) "А моя...
319
Нажмите, чтобы
узнать подробности

Ул Лесопарковая 7а (вход с торца)

График: 09:00-20:00

Вы можете купить этот курс в подарок