История искусств для детей. Мы уже начали!

Автор: Екатерина Конакова
264

В конце февраля 2015 года мы провели первое занятие по курсу "История искусств для детей. 10-14 лет". Катя, Света, Даша и Карина узнали о направлениях в современном искусстве и попробовали себя в "шкуре" известных художников.

О том, как это было, челябинский сайт  http://ob-zor.ru опубликовал репортаж. Вы можете прочитать его на сайте или здесь.

История искусств: начало с конца

– Карина, прикольно у тебя получилось!

Говорит Даша про экспрессивно нанесенные краски. Даша – подружка Карины. Сама она в это время выкладывает из вырезанных журнальных фрагментов на деревянной основе лицо девушки.

– Не, это просто краски растеклись. И так получилось.

Карина пока не верит в свои способности.

Даша и Карина пришли на первое открытое занятие «История искусств для детей» студии детской мультипликации «ВидимоНевидимо». Вместе с ними творят и знакомятся с искусством Света и Катя. А ведет занятие – Вера Петрова, младший научный сотрудник научно-просветительского отдела Челябинского музея изобразительных искусств.

У Веры профильное образование. Она закончила ЮУрГУ по направлению «магистр истории искусства». Занималась исследованием южноуральской архитектуры XIX – XX веков. Хороший рассказчик. Но ее статус научного сотрудника вовсе не говорит о теоретизированности курса.

    Удивить значит заинтересовать

В «ВидимоНевидимо» решили начать курс истории искусств «с конца». Чтобы сначала удивить ребят, а потом рассказывать и показывать, откуда «корни растут».

 – Современное искусство удивляет детей больше, чем классическое. Оно вызывает их на диалог. С портретами эпохи Возрождения детям почти все понятно. А почему на картинах изображено просто настроение в красках или банки томатного супа – не очень понятно. Если художник в картине совмещает и рисунок, и фотографию – это вообще странно. Почему какой-то необычный свет в городском пространстве тоже называют искусством? А если есть интерес – будет и погружение в тему.

Объясняет подход к курсу директор студии Екатерина Конакова.

Привести детей к истории искусства – непростая задача. Вера Петрова это понимает.

– В первую очередь потому, что редко в каких школах, студиях, даже семьях практикуется и считается важным разговор об искусстве. И очень зря! Это мир удивительных образов, фантазии, уникальных героев и гениальных художников, которые и отмеряют ход истории. А детям легко проникнуть в этот мир, потому что они свободно мыслят. И на каком-то интуитивном уровне понимают настроение художников, их посыл.

 Цветофонизм, грусть и ныряющие дельфины

Занятие начинается с экскурса в хронологию современного искусства. От импрессионизма и кубизма к нет-арту. Девочки узнают, что четких временных рамок у него, оказывается, нет. Кто-то считает современным только актуальное искусство, то есть творческие потуги художников за последние 20 лет. Кто-то из искусствоведов ведет отсчет с начала 20 века.

Если честно, девочки как-то недоверчиво слушают Веру. Даша даже хмурится. И непонятно: ей неинтересно или она просто сосредоточена на рассказе? Вера говорит и задает время от времени вопросы, чтобы завязался диалог.

Когда речь доходит до направлений в современном искусстве: паблик-арте, лэнд-арте – уже никто не хмурится. Участницам мастер-класса становится весело, они наконец-то задают вопросы, спорят. Чему радуется ведущая занятия.

Мини-лекция укладывается в 20 минут. Дальше – интереснее. Девочки садятся за столы, и Вера раздает им распечатанные репродукции картин. Теперь им нужно перевоплотиться в современных художников. Не просто почувствовать себя Энди Уорхолом, Сальвадором Дали. А дать название картине, рассказать, в каком настроении они писали свою работу, придумать направление, в котором она создана.

Вера дает девочкам 10 минут на обдумывание. Но этого оказывается много. Меньше, чем через пять минут презентации готовы.

Даша, которой, кстати, 10 лет, уже не Даша. Она – Пит Мондриан. Правда, имени такого она раньше не слышала.

– Моя картина называется «Цыплята». Их я много нарисовала. На компьютере.

– А по-моему, ты просто дорожный знак изобразила, из кусочков картона его сделала, – пробует начать критический диалог Катя.

– Нет, разве не видно, как цыплята бегают?!

Даша, уверенная, что все наконец-то разглядели ее «цыплят», берет в руки следующую репродукцию. Теперь она – Джексон Поллок.

– Еще одна моя картина называется «Жизнь». Все мрачно вокруг. А я решила найти в жизни светлые моменты. И нарисовала их. Потому что даже в сложной жизни есть радость. Я окунула кисть в краску и просто начала стрелять по темному фону….Даже не знаю, как назвать это направление…Это просто мои такие чувства.

Слово переходит к Карине. Она такого же возраста, как Даша.

– Моя картина называется «Радужный мир». Рисовала летом. Вот все яркое и получилось.

– Поэтому животные видны? Вон у тебя дельфин ныряет, а там сова летит.

Это вновь Катя включается в обсуждение. Но Карина быстро парирует.

– Где животные? Я рисовала просто геометрические фигуры. Нет тут животных. А направление, в котором я творила, называется…цветофонизм!

Интересно, Соня Делоне, настоящий автор этой картины «Рынок в Миньо», знала, что ее стиль спустя 100 лет назовут «цветофонизмом»?

У Светы, она же Жорж Брак, картина называется «Обрезки».

– У меня грустно было на душе, осень. Еще и музыку такую послушала. И вот нарисовала.

Пожалуй, настроение 11-летняя Света передала почти точно. Авторское название картины – «Гитара: статуя террора».

Активной Кате достался Дали. Но что-то она им не вдохновилась.

  Сам себе современный художник

Теперь девочки должны выбрать себе одну картину из почти двадцати. Ту, что больше запомнилась. И по ее мотивам, настроению создать свой шедевр современного искусства. В их распоряжении деревянная основа – подставка под чашку чая. А еще акриловые краски, пряжа, старые журналы и свежие газеты, ткань, клей, бусины.

Молчаливая Света, вдохновившись граффити Banksy, начинает художественный ремейк «Я люблю кофе». Она старательно, медленно выводит буквы и аккуратно раскрашивает фон, подбирает цвет для обклейки основы.

Разговорчивая Катя все делает быстро. Как будто идея у нее родилась до занятия. Она в основном использует вырезки из журналов.

– Хочется про природу сделать. А то мы ее портим. А она так красива.

В итоге у Кати, действительно, получается о природе: деревья, цветы, животные смешиваются в каком-то танце.

Даша все сомневается, на каком клее лучше будут держаться ленты в ее импровизированном портрете девушки. Она неунывающая, ее голос звучит как ручеек.

– Моя девушка разная. Потому что мы все разные. Я хочу, чтобы про это помнили. Не стоит всем быть одинаковыми, даже если одинаково красивыми. У каждой из нас своя душа. Поэтому мы и выглядим по-разному. И это хорошо.

Карина быстро создает художественную абракадабру на своей основе. Вроде почти Поллок. Но не нравится. Она дуется на саму себя.

– А есть еще одна эта штука? Хочу сначала начать.

Участницы мастер-класса подбадривают Карину. Даша предлагает просто добавить светлых красок. Карина задумывается и просит передать ей белый акрил. Жизнь налаживается.

 Когда рискуют и можно что-то вообразить

За девочками приходят мамы. Вера подводит итог занятия и спрашивает, кому что больше запомнилось из ее рассказа. И вообще, что же такое современное искусство.

– Это воображение, выражение чувств, эмоций. Когда художники рискуют.

Почти в один голос говорят девочки.

Света больше всего запомнила рассказ Веры про то, как менялось искусство в 20 веке. особенно ее поразил кубизм. А из современных направлений – нет-арт.

А Даше больше понравилось творить самой.

Впереди у тех, кто будет ходить на курс «История искусств для детей» в «ВидимоНевидимо», скульптура первобытных людей, символика зиккуратов, барельефы Древнего Вавилона, сюжеты фризов Парфенона, мозаики Помпей, готическое искусство, русская иконопись, загадки эпохи Возрождения. Теория, конечно, будет с картинками. А практика станет еще и погружением в способы создания произведений искусства, знакомством с разными художественными материалами.

Источник: http://ob-zor.ru

Фото: архив студии

Интересно?
Расскажите об этом друзьям
Читайте также
События
Профессии в кино и анимации: весь октябрь мастер-классы и семейный праздник
Октябрь мы решили посвятить подготовке к празднованию Международного...
293
Нажмите, чтобы
узнать подробности
Развитие
Дар писателя. Как развить?
Все мы от рождения гениальны и талантливы. Эту идею высказывал и...
392
Нажмите, чтобы
узнать подробности
Интервью
Екатерина Конакова: Как правильно сложить пазл. Интервью "Вечернему Челябинску"
"Иногда мы встречаем людей, одаренных удивительной способностью –...
279
Нажмите, чтобы
узнать подробности
Креативность
5 способов развития образного мышления у детей
Разумеется, приемов развития образного мышления масса. Поделимся...
373
Нажмите, чтобы
узнать подробности

Ул Лесопарковая 7а (вход с торца)

График: 09:00-20:00

Вы можете купить этот курс в подарок