История искусств для детей. Мы уже начали!

Автор: Екатерина Конакова
488

В конце февраля 2015 года мы провели первое занятие по курсу "История искусств для детей. 10-14 лет". Катя, Света, Даша и Карина узнали о направлениях в современном искусстве и попробовали себя в "шкуре" известных художников.

О том, как это было, челябинский сайт  http://ob-zor.ru опубликовал репортаж. Вы можете прочитать его на сайте или здесь.

История искусств: начало с конца

– Карина, прикольно у тебя получилось!

Говорит Даша про экспрессивно нанесенные краски. Даша – подружка Карины. Сама она в это время выкладывает из вырезанных журнальных фрагментов на деревянной основе лицо девушки.

– Не, это просто краски растеклись. И так получилось.

Карина пока не верит в свои способности.

Даша и Карина пришли на первое открытое занятие «История искусств для детей» студии детской мультипликации «ВидимоНевидимо». Вместе с ними творят и знакомятся с искусством Света и Катя. А ведет занятие – Вера Петрова, младший научный сотрудник научно-просветительского отдела Челябинского музея изобразительных искусств.

У Веры профильное образование. Она закончила ЮУрГУ по направлению «магистр истории искусства». Занималась исследованием южноуральской архитектуры XIX – XX веков. Хороший рассказчик. Но ее статус научного сотрудника вовсе не говорит о теоретизированности курса.

    Удивить значит заинтересовать

В «ВидимоНевидимо» решили начать курс истории искусств «с конца». Чтобы сначала удивить ребят, а потом рассказывать и показывать, откуда «корни растут».

 – Современное искусство удивляет детей больше, чем классическое. Оно вызывает их на диалог. С портретами эпохи Возрождения детям почти все понятно. А почему на картинах изображено просто настроение в красках или банки томатного супа – не очень понятно. Если художник в картине совмещает и рисунок, и фотографию – это вообще странно. Почему какой-то необычный свет в городском пространстве тоже называют искусством? А если есть интерес – будет и погружение в тему.

Объясняет подход к курсу директор студии Екатерина Конакова.

Привести детей к истории искусства – непростая задача. Вера Петрова это понимает.

– В первую очередь потому, что редко в каких школах, студиях, даже семьях практикуется и считается важным разговор об искусстве. И очень зря! Это мир удивительных образов, фантазии, уникальных героев и гениальных художников, которые и отмеряют ход истории. А детям легко проникнуть в этот мир, потому что они свободно мыслят. И на каком-то интуитивном уровне понимают настроение художников, их посыл.

 Цветофонизм, грусть и ныряющие дельфины

Занятие начинается с экскурса в хронологию современного искусства. От импрессионизма и кубизма к нет-арту. Девочки узнают, что четких временных рамок у него, оказывается, нет. Кто-то считает современным только актуальное искусство, то есть творческие потуги художников за последние 20 лет. Кто-то из искусствоведов ведет отсчет с начала 20 века.

Если честно, девочки как-то недоверчиво слушают Веру. Даша даже хмурится. И непонятно: ей неинтересно или она просто сосредоточена на рассказе? Вера говорит и задает время от времени вопросы, чтобы завязался диалог.

Когда речь доходит до направлений в современном искусстве: паблик-арте, лэнд-арте – уже никто не хмурится. Участницам мастер-класса становится весело, они наконец-то задают вопросы, спорят. Чему радуется ведущая занятия.

Мини-лекция укладывается в 20 минут. Дальше – интереснее. Девочки садятся за столы, и Вера раздает им распечатанные репродукции картин. Теперь им нужно перевоплотиться в современных художников. Не просто почувствовать себя Энди Уорхолом, Сальвадором Дали. А дать название картине, рассказать, в каком настроении они писали свою работу, придумать направление, в котором она создана.

Вера дает девочкам 10 минут на обдумывание. Но этого оказывается много. Меньше, чем через пять минут презентации готовы.

Даша, которой, кстати, 10 лет, уже не Даша. Она – Пит Мондриан. Правда, имени такого она раньше не слышала.

– Моя картина называется «Цыплята». Их я много нарисовала. На компьютере.

– А по-моему, ты просто дорожный знак изобразила, из кусочков картона его сделала, – пробует начать критический диалог Катя.

– Нет, разве не видно, как цыплята бегают?!

Даша, уверенная, что все наконец-то разглядели ее «цыплят», берет в руки следующую репродукцию. Теперь она – Джексон Поллок.

– Еще одна моя картина называется «Жизнь». Все мрачно вокруг. А я решила найти в жизни светлые моменты. И нарисовала их. Потому что даже в сложной жизни есть радость. Я окунула кисть в краску и просто начала стрелять по темному фону….Даже не знаю, как назвать это направление…Это просто мои такие чувства.

Слово переходит к Карине. Она такого же возраста, как Даша.

– Моя картина называется «Радужный мир». Рисовала летом. Вот все яркое и получилось.

– Поэтому животные видны? Вон у тебя дельфин ныряет, а там сова летит.

Это вновь Катя включается в обсуждение. Но Карина быстро парирует.

– Где животные? Я рисовала просто геометрические фигуры. Нет тут животных. А направление, в котором я творила, называется…цветофонизм!

Интересно, Соня Делоне, настоящий автор этой картины «Рынок в Миньо», знала, что ее стиль спустя 100 лет назовут «цветофонизмом»?

У Светы, она же Жорж Брак, картина называется «Обрезки».

– У меня грустно было на душе, осень. Еще и музыку такую послушала. И вот нарисовала.

Пожалуй, настроение 11-летняя Света передала почти точно. Авторское название картины – «Гитара: статуя террора».

Активной Кате достался Дали. Но что-то она им не вдохновилась.

  Сам себе современный художник

Теперь девочки должны выбрать себе одну картину из почти двадцати. Ту, что больше запомнилась. И по ее мотивам, настроению создать свой шедевр современного искусства. В их распоряжении деревянная основа – подставка под чашку чая. А еще акриловые краски, пряжа, старые журналы и свежие газеты, ткань, клей, бусины.

Молчаливая Света, вдохновившись граффити Banksy, начинает художественный ремейк «Я люблю кофе». Она старательно, медленно выводит буквы и аккуратно раскрашивает фон, подбирает цвет для обклейки основы.

Разговорчивая Катя все делает быстро. Как будто идея у нее родилась до занятия. Она в основном использует вырезки из журналов.

– Хочется про природу сделать. А то мы ее портим. А она так красива.

В итоге у Кати, действительно, получается о природе: деревья, цветы, животные смешиваются в каком-то танце.

Даша все сомневается, на каком клее лучше будут держаться ленты в ее импровизированном портрете девушки. Она неунывающая, ее голос звучит как ручеек.

– Моя девушка разная. Потому что мы все разные. Я хочу, чтобы про это помнили. Не стоит всем быть одинаковыми, даже если одинаково красивыми. У каждой из нас своя душа. Поэтому мы и выглядим по-разному. И это хорошо.

Карина быстро создает художественную абракадабру на своей основе. Вроде почти Поллок. Но не нравится. Она дуется на саму себя.

– А есть еще одна эта штука? Хочу сначала начать.

Участницы мастер-класса подбадривают Карину. Даша предлагает просто добавить светлых красок. Карина задумывается и просит передать ей белый акрил. Жизнь налаживается.

 Когда рискуют и можно что-то вообразить

За девочками приходят мамы. Вера подводит итог занятия и спрашивает, кому что больше запомнилось из ее рассказа. И вообще, что же такое современное искусство.

– Это воображение, выражение чувств, эмоций. Когда художники рискуют.

Почти в один голос говорят девочки.

Света больше всего запомнила рассказ Веры про то, как менялось искусство в 20 веке. особенно ее поразил кубизм. А из современных направлений – нет-арт.

А Даше больше понравилось творить самой.

Впереди у тех, кто будет ходить на курс «История искусств для детей» в «ВидимоНевидимо», скульптура первобытных людей, символика зиккуратов, барельефы Древнего Вавилона, сюжеты фризов Парфенона, мозаики Помпей, готическое искусство, русская иконопись, загадки эпохи Возрождения. Теория, конечно, будет с картинками. А практика станет еще и погружением в способы создания произведений искусства, знакомством с разными художественными материалами.

Источник: http://ob-zor.ru

Фото: архив студии

Интересно?
Расскажите об этом друзьям
Читайте также
Интервью
Вячеслав Алексеенко: «Я агитирую относиться к студии как к семье: доверять, любить и не обижать».
Вячеслав Алексеенко – мультипликатор. Ведет в «ВидимоНевидимо» курсы...
148
Нажмите, чтобы
узнать подробности
Креативность
Развитие воображение у дошкольников: соединяем игру и творчество
Воображение защищает нас, взрослых, от стресса, помогает...
599
Нажмите, чтобы
узнать подробности
Находки
Как описывают творческих личностей различные исследователи
Чем творческий человек отличается от стандартно мыслящего? Какими...
378
Нажмите, чтобы
узнать подробности
Развитие
Воспитать сына – ответственность отца
Осенью 2014 года мы много говорили о воспитании детей на Клубе для...
408
Нажмите, чтобы
узнать подробности

Ул Лесопарковая 7а (вход с торца)

График: 09:00-20:00

Вы можете купить этот курс в подарок