5 способов развития образного мышления у детей

Разумеется, приемов развития образного мышления масса. Поделимся некоторыми примерами. И сразу скажем, что чем богаче фантазия мамы, тем интереснее будут игры. Потому что на основе любого задания можно придумать много своих идей!

Рисование.

Примеры упражнений:

1. "Разглядывание клякс или кляксография". Для развития фантазии очень полезно  рассматривать кляксы. Капните на лист бумаги чернила или негустую краску, накройте другим листом и придавите. Получится клякса со сложным очертанием. Теперь время фантазировать: на что похоже получившееся цветное пятно? Можно даже дорисовать его контуры и «довести» до настоящего рисунка. Если капнуть на сгиб бумаги, тогда получится «бабочка». Ей можно дать имя!

2. "Обратное рисование вдвоем". Вам нужно неподвижно держать карандаш и прижимать его к плотной бумаге или картону. А ребенок пусть эту бумагу перемещает под карандашом двумя руками так, чтобы получился рисунок. Для начала стоит рисовать простые фигуры, например, две параллельные линии, крест, треугольник, квадрат, овал. Потом тренируйтесь на более сложных композициях: буквы и их сочетание, контуры предметов, животные.

3.  Игра "следопыт". Попросите ребенка нарисовать следы лошади, кошки, гуся, свои следы, Мойдодыра, Груффало, Деда Мороза, Незнайки, нечистой силы, колобка…кого угодно! Или нарисуйте для ребенка сами какие-то следы и попросите его угадать – чьи они.

4. "Я – да Винчи". Можно побыть легендарным Леонардо да Винчи. Его рукописи трудно читать потому, что он писал зеркально, левой рукой, справа налево. Хотя прекрасно мог писать и правой рукой слева направо. А у вашего ребенка так получится?

Разглядывание объемных фигур и различные задания с ними.

Примеры упражнений.

1. «Простая геометрия». Обсудите с ребенком, сколько ребер и граней у куба, у кирпича, у пирамиды, у конуса, у шара. Перед этим, разумеется, нужно рассмотреть эти фигуры, потрогать их руками в объеме. 

2. «Части и целое». Предложите ребенку сказать, из какой фигуры вырезаны части. Например, из круга сектор, из квадрата одна четвертая или восьмая часть, от кошки хвост, от арбуза кусочек. Совместно с ребенком можно сделать такой несложный  «паззл» и показать его другим.

3. «Аппликация». Есть много вариантов объемных аппликаций. В пинтересте, например, вы сможете найти  хорошие идеи и использовать те, которые подойдут для вашего ребенка по интересам и материалам.

4. «Архитектор». Из картона, бумаги, всяческих палочек, коробочек строить домики для животных. Как будет выглядеть семейный очаг жирафа? А тайное убежище морской черепахи?

Придумывание.

1. «Свой мир». Предложите ребенку описать школу кошек, слонов, пингвинов, ёжиков. Чему и как там учат?  Какую школу и для кого хочет открыть ваш ребенок? Какой она будет? От идеи, чему и как учить до обстановки, домашних заданий, каникул. 

2. «Сказки по-Родари». Сказочник Джанни Родари, чтобы сочинить сказку предлагал выбрать наугад два слова и соединить их между собой. Это и считалось началом истории. Допустим, «собака» и «шкаф». Самое банальное их соединение дает начало загадочной сказке «Собака сидела в шкафу». Дальше остается лишь раскручивать сюжет. Или «Один мебельный мастер сделал шкаф как мордочка собаки. Его увидел…». В книге «Грамматика фантазии» описано много приемов, как сочинять истории. Вот, например, ещё такой: «Фантастическое вычитание». Нужно мысленно убрать из сказки что-то, что существует на свете. «Однажды Зебра проснулась без черных полосок на шерстке…», «Проснулась утром Маша, а солнца на небе – нет и нет…».

3. «Баснописец». Прочитайте ребенку по ролям какую-то басню. И попросите его придумать другой конец для нее.

4. «Монолог». Предложите ребенку придумать рассказ от лица цветка, который только что срезали в саду. Или, например, от имени игрушки, которая уже неделю лежит под диваном. Или от имени одной из рыбок в аквариуме и т.д.

Созерцание природы.

1. «Рисуем по памяти». После прогулки можно попросить ребенка по памяти нарисовать зимнее (летнее, весеннее, осеннее) дерево. И обсудить детали, которые изобразит или не изобразит ребенок. Небо, землю…что захотите! Рисовать по памяти полезно для развития образного мышления. И обращать внимание ребенка именно на детали. Если он многое упустил, задайте наводящие вопросы. Возможно, он вспомнит и дорисует их.

2. «Оживи прогулку». Любая палочка или камушек на улице для ребенка 3-6 лет может легко превратиться во что угодно. Подберите на улице какой-нибудь «артефакт», принесите домой и вместе сочините «историю его жизни».

3. «Книжки-занималки». В последние годы вышли различные книжки в духе бродилок, находилок, занималок с детьми. В них описано много идей,чем заняться с ребенком во время прогулок в разное время года. Особенно интересные, пожалуй, книжки авторов Зины и Филиппа Суровых. Задания, описанные в них, не только займут время, но и разовьют образное мышление ребенка.

Пантомима.

1. «Этюды». Попросите ребенка изобразить какие-то знакомые ему ситуации. Их сложность зависит от возраста. Например, он смотрит в воображаемое зеркало, он ест подтаявшее мороженое.

2. «Плохой-хороший». Предложите ребенку по очереди две шляпы – плохого, злого героя и доброго, хорошего. И придумайте какую-то ситуацию. Как в ней будет действовать плохой герой, а как – добрый? А если вдруг герой стал не плохим, а обидчивым? А потом очень печальным? И вдруг – совсем невыспавшимся…

3. «Живая картина». Рассмотрите какую-либо картину художника. Предложите ребенку в пантомиме показать бушующее море Айвазовского, часы Дали, медведя Шишкина и т.п.

Что еще подойдет для развития образного мышления у дошкольников? Мы рекомендуем ходить с детьми в музеи, рассматривать шедевры: картины, скульптуры, графику, архитектурные сооружения. Ходить в театры. Даже попробовать сходить на балет. Может, все представление вы не усидите, но зато будет, что обсудить с ребенком. Лепить из пластилина, глины, гипса с натуры или «из головы». И конечно, читать!

Веселого вам творчества!